Приполярный Урал - это самые большие горы Урала. Здесь расположена самая высокая точка этой системы гор - г.Народная (1892), а также гора Манарага (1662), которую еще называют "Царицей гор Урала".
Наш лыжный поход проходил в сроки с 28 февраля по 18 марта 1997 года. Стартовали со станции Косью и закончили в пос. Приуральский. За время похода было пройдено 324 км, группой в полном составе совершены восхождения на г.Манарага и г.Народная.
Ниже привожу текст, который был написан в тоже время Борисом Прохоровым. Фото Бочкарева Евгения, Якушева Алексея и Канова Михаила.
В начале марта мы, шестеро туристов из Магнитогорска и Снежинска, первыми в этом году прошли труднейший маршрут по горам Приполярного Урала. Подготовка была долгой и трудной. Необходимо было подобрать снаряжение и продукты так, чтобы поход не превратился в "переноску тяжести на заданное расстояние". Было разработано "меню", где был учтен чуть ли не каждый грамм, сбалансированное по калорийности.
...И вот мы на месте начала нашего похода - станции Косью. Пять часов утра. Глухая забытая богом станция и мы, шестеро с рюкзаками и лыжами, на перроне. Идем по запорошенному железнодорожному пути и вдруг справа в темноте видим контур паровоза. За ним еще один и еще. Их здесь десятки, сцеплены целыми составами! В памяти всплывают читанные в книжках сталинские лагеря, "холодная война" и "неприкосновенный запас на случай войны". Но вот рассвело, мы встаем на лыжи и - в путь. Позади - последние признаки цивилизации, впереди - тайга, горы и полная автономность на ближайшие двадцать дней.
Теплый ветер принес нам дополнительные трудности - лыжи "подлипали". Затем к этой неприятности добавились еще две - неточность карты и почти полное отсутствие видимости. Мы определяли свое местонахождение весьма и весьма приблизительно. (GPS-навигации в то время еще не было)
Теплый ветер принес нам дополнительные трудности - лыжи "подлипали". Затем к этой неприятности добавились еще две - неточность карты и почти полное отсутствие видимости. Мы определяли свое местонахождение весьма и весьма приблизительно. (GPS-навигации в то время еще не было)
Выходили в -30, но внезапно наступила оттепель. На фото одна из попыток справиться с подлипающим снегом.
Хорошие дрова для нашей печки.
Счищать налипающий снег с лыж приходилось любыми подручными средствами.
Михаил Канов
Наконец впереди показались горы. Мы с волнением думаем о том, что нас ожидает - ведь здешние Уральские горы похожи скорее на "маленькие такие Альпы", чем на привычные нам южноуральские холмообразные вершины. Первый перевал - и нам открывается чудесная панорама Печорских Альп (так иногда в туристской литературе называют Приполярный Урал). Погода в этот день улучшилась, и мы увидели высшую часть всего Уральского хребта во всей его красе: вздыбленные к солнцу вершины и купола гор, разрезанные лесистыми долинами.
Колокольня Южная (пик Свердлвских туристов).
Спуск по склону в долину реки Косью доставил удовольствие, а дальше - "пахота", прокладывание лыжни по целине. Справа и слева стеной стоят горы высотой более километра. По реке дует сильный встречный ветер. Но мы даже рады ему - ведь ветер уплотняет снег и "тропить" практически не надо. Мы быстро продвигаемся вперед. Чем дальше углубляемся в горы, тем грандиознее они становятся.
Река Косью.
Евгений Бочкарев.
Наконец, мы у подножия царицы гор Урала, самой красивой его вершины - горы Манарага. В переводе с немецкого Манарага (1662 м) - "медвежья лапа". И действительно, своими очертаниями она напоминает лежащую медвежью лапу с острыми когтями скальных башен, уходящих в небо. От вершины до подножия - более одного километра. Подъем на вершину занял у нас около 5 часов. Мы достигли ее почти перед закатом. В эти часы горы особенно красивы. Морозный воздух опадает инеем, тысячи искринок сияют в лучах заходящего солнца между огромными зубьями Манараги. Зрелище великолепное. А спуск с вершины на лыжах захватывает дух и любого горнолыжника не оставил бы равнодушным.
Подъем на Манарагу.
Зубья Манараги.
Теперь нам предстояло взойти на г.Народную - самую высокую гору на Урале. Через день пути мы разбили лагерь в урочище ручья Олений. Следующим утром на рассвете выходим на восхождение. За спиной - легкие рюкзаки с пуховиками и "харчем". Солнце золотит вершины, а внизу, в долине, морозно. Испаряется с вершин влага, превращается в маленькие облачка, цепляющиеся за склоны гор. Входим в узкое ущелье с крутыми скально-осыпными стенами и надеваем на ботинки "кошки* - нам предстоит преодолеть 700 метров крутого, местами каменистого, местами ледяного склона. В соседних ущельях и над горами ярко светит солнце, у нас в ущелье висит облако и опадает вниз тысячами снежных иголок. На душе тревожно - не ухудшилась ли погода? Начинаем трудный подъем. Солнце наконец заглянуло в наше ущелье, облако развеялось, и чудесный ландшафт предстал нашему взору. Пирамидальные вершины соединяются узкими острыми скальными гребнями. Эти пирамиды словно пастухи в бурках возвышаются над "стадом"' более низких округлых гор. И все это сияет белизной и только внизу, глубоко в ущельях, словно трава на пастбище чернеет лес.
Манарага вверху слева.
Подъем был возможен только в "кошках".
По "стиральной доске".
Александр Соловьев.
Преодолев крутой подъем, выходим на наклонное плато. Еще 400 метров высоты отделяет нас от вершины. Идем не торопясь, наслаждаясь новыми ракурсами развернувшейся под нами картины. И вот мы выше всех окрестных гор. На несколько тысяч километров вокруг и выше на земле - никого! Вершина горы Народной (1895 м)! Сильный ветер бьет в лицо, переваливаясь через хребет из Сибири в Европу. Внизу - белый океан гор. Оставляем на вершине записку, и - вниз...
На вершине.
Записка для следующих восходителей.
Борис Прохоров.
Только к вечеру мы вернулись в лагерь, Над горами ярко сияют звезды и комета, а мы в большой уютной палатке, у легкой печки теплой кампанией отметили нашу победу и 8-е Марта.
На другой день после обеда погода ухудшилась - вновь пошел снег, что сильно затруднило наше продвижение к следующей цели - Медвежьему перевалу. Три дня шел снегопад, абсолютно не было видимости. "Брать" перевал в такую погоду невозможно. Пришлось отказаться от восхождения на гору Колокольню. Если мы на следующий день не сумеем преодолеть два перевала, то придется возвращаться назад. Но погода смилостивилась над нами - снегопад закончился. И при встречном ветре, по глубокому мы продвигаемся вперед. Из-за низкой облачности не видно вершин и солнца. Вокруг только два цвета: белый и серый. Лес давно кончился, и нет ни деревца, за которым можно было укрыться. Впереди белый снег перевала сливается с белым небом.
В этот тяжелый день мы встали лагерем еще затемно. Из-за лавинной опасности пришлось отказаться от прохождения второго перевала и пойти запасным маршрутом, что удлинило наш путь еще на один ходовой день. Времени и продуктов - впритык. Теперь нам во что бы то ни стало надо идти вперед.
В этот тяжелый день мы встали лагерем еще затемно. Из-за лавинной опасности пришлось отказаться от прохождения второго перевала и пойти запасным маршрутом, что удлинило наш путь еще на один ходовой день. Времени и продуктов - впритык. Теперь нам во что бы то ни стало надо идти вперед.
Макурин Сергей.
Поздний приход зимы сказался и в этих краях. Природа, словно отыгрываясь за опоздание, сыпала и сыпала снегом. Лавины сходили даже там, где их не должно было быть в принципе. Мы оказались свидетелями и чуть-чуть - участниками одного из таких случаев. Три лавины подряд сошли на наших глазах. Причем каждая последующая лавина возникала от грохота предыдущей. Поначалу, когда лавина еще слаба, она перекатывается через маленькие деревца на склоне, пригибая их как плети, но внизу с грохотом ломает и погребает под собой вековые деревья.
Слева Якушев Алексей.
Снег глубок, но, тактически правильно построив наше движение, мы преодолеваем по 20 км в день. Постоянно преследовавшая нас непогода не позволила нам совершить восхождение на вершину хребта Сабли. Лишь на несколько минут нам открылась панорама хребта: гигантский скальный гребень возвышается над промерзшими болотами.
Уходили мы Аранецким перевалом. Узкий проход между двумя мрачными скалами, одинокие кривые лиственницы, а справа - покрытые облаками крутые снежные склоны Саблинского хребта. Таким нам запомнилось прощание с Приполярным Уралом.
За перевалом - занесенная по самую крышу избушка, где мы встретили первых за 20 дней людей - туристов из Котласа, уже неделю ожидающих возможности подняться на Саблю.
Слева направо: Макурин Сергей, Соловьев Александр, Бочкарев Евгений, Якушев Алексей, Канов Михаил, присел Прохоров Борис.
За полтора дня преодолев 60 км, мы закончили поход в поселке Приуральский, на берегу Печоры. Позади - лыжня длиною 300 км, впереди - дорога домой. А потом... Что будет потом, можно сказать строчками из песни Евгения Герфанова:
"Взгляд на вершину брось в последний раз,
Слово ей заветное шепни.
Горы обойдутся и без нас,
Только нам без них не обойтись..."
Комментариев нет :
Отправить комментарий