Литературно-мемориальный музей писателя Федора Михайловича Решетникова был открыт к празднованию 150-летия писателя 1 октября 1991 года в доме № 6 на Пролетарской улице (бывшей Сосновке, Конюшенной, Офицерской). Многие считают, что именно в этом доме в семье почтальона родился писатель Ф.М.Решетников, об этом написано на табличке (следующее фото), но это всего лишь городские легенды. Этот старинный особняк начал строить в 1839 году купец Карнаухов, который занимался огранкой камней. В 1876 году владельцем дома становится Д.Хлопин, который строит каменные хозяйственные постройки и баню. С 1888 года дом переходит в собственность Н.И.Калиновской, жены почмейстера Екатеринбурга Н.Н.Калиновского, которые используют дом для сдачи внаем, а сами проживают в казенной квартире. В 1889 году жилье в доме Калиновских снимают 13 неженатых почтальонов. После революции последний владелец дома Калиновский Е.Н. покидает Россию.
Музей посвящен жизни и творчеству писателя, а также деятельности уральской почты второй половины 19 века. Ф.М.Решетников родился в семье почтальона и воспитывался дядей, который служил на почте, поэтому в его произведениях часто встречаются герои почтари и ямщики. Музей включает в себя литературную экспозицию в доме и экспозиции в дворовых постройках - конюшне, каретнике, действующей кузне. На восстановление почтового двора потребовалось шесть лет.
Я посетил Дом-музей Ф.М.Решетникова во время "Вечера муниципальных музеев 2013" в городе Екатеринбурге. Экспозиция в доме не работала, ее готовили к показу, открытие должно состояться через 2 недели. Нам показали конюшню, каретник и кузню. Галерея «Кузнец - всем ремеслам отец» на 2 этаже конюшни сейчас не работает, часть экспонатов можно посмотреть в кузне. Все экскурсоводы были очень доброжелательны, подробно рассказали о тяжелой работе почтовых служащих 19 века и с готовностью отвечали на вопросы. От посещения осталось хорошее впечатление.
Когда начали создавать этот музей, то в газету было подано объявление о сборе экспонатов, которые имеют отношение к Ф.М.Решетникову и почтовой службе. Жители города принесли произведения Ф.М.Решетникова, колокольчики, одежду почтальонов, старинные конверты, предметы быта, колокольчики и другие интересные вещи. Сейчас эти экспонаты можно увидеть в музее.
Двухэтажный дом-музей находится под охраной государства и считается архитектурным памятником (решение Свердловского горисполкома №368 от 11.10.78 года и облисполкома №16 от 14.01.80). Все остальные постройки - это новодел, в том числе внутренние перегородки дома, здания во дворе, забор, ворота, верстовые столбы, колодец, гранитные плиты двора, также была перекрыта крыша дома и укреплены стены, заменены дверные и оконные проемы. Сохранились лишь небольшие фрагменты старинной кирпичной кладки - это одно окно в кузнице и совсем небольшие участки кладки бутового камня в каретнике.
В 2007 году проходил первый всероссийский конкурс почтовых музеев, организатором которого выступили ФГУП «Почта России» и Центральный музей связи имени Попова. В конкурсе приняли участие более 30 почтовых музеев. Дом-музей имени Решетникова получил Диплом «За высокопрофессиональную музейную работу» и специальный приз Центрального музея связи имени Попова.
Колодец во дворе.
В конюшне.
Косы, грабли и вилы использовались для заготовки сена. Литовка - длинная коса, горбуша - короткая коса.
На стене висят изображения повозок для перевозки почты, скребок для вычищения грязи из-под копыт, подковы, колокольчик-ботало, путы.
Повозка на колесах - это бричка.
На стене висят предметы упряжи: дуга, хомуты, уздечка, дуга. Под дугой есть колечко, которое использовалось для подвески колокольчика, колечко называлось зга.
Нам стене расположены специальные весы для взвешивания овса, так как каждой лошади отвешивалась норма овса в день. В бочках-долбленках держали сено и воду.
В каретном сарае стояли и ремонтировались повозки.
Маленькие легкие сани (справа) с красной бархатной обивкой сидения называются щегольки, на них в гости лили театр ездили городские щеголи. Справа в углу видны большие сани на полозьях-кибитюч, которые использовались для длительных зимних поездок. Эти сани плотно укрывались овчиной, внутри устанавливалась маленькая печка, а впереди запрягалась тройка лошадей. Крестьянские сани называются дровнями или розвальнями. В них перевозили дрова, продукты, сено. Сани - кошева использовали во время праздников, их красиво украшали.
Тарантас - это летняя повозка, их очень сильно трясло, так как рессоры отсутствовали.
Маленькие легкие сани (справа) с красной бархатной обивкой сидения называются щегольки, на них в гости лили театр ездили городские щеголи. Справа в углу видны большие сани на полозьях-кибитюч, которые использовались для длительных зимних поездок. Эти сани плотно укрывались овчиной, внутри устанавливалась маленькая печка, а впереди запрягалась тройка лошадей. Крестьянские сани называются дровнями или розвальнями. В них перевозили дрова, продукты, сено. Сани - кошева использовали во время праздников, их красиво украшали.
Тарантас - это летняя повозка, их очень сильно трясло, так как рессоры отсутствовали.
Почтовые сани-кибитюч.
Тарантас.
Сани-щегольки.
На дальнем план касса почтальона. Это несгораемый металлический сундук с музыкальным замком. Если вор пытался открыть кассу, то играла музыка и вора могли поймать.
Вход в кузню.
Во время экскурсии посетителям рассказывают об истории кузнечного дела на Урале и покажут кованые изделия. В кузне проходят мастер-классы, где можно научиться кузнечному делу. В 2013 году стоимость мастер-класса 350 рублей за полтора часа.
Старинная кладка окна в кузне.
Кованые изделия.
Можно попробовать себя в роли кузнеца.
Кованые гвозди и костыли.
Комментариев нет :
Отправить комментарий