Как всегда нужно было убить лишний выходной – День Единства – и мы затеялись. А все благодаря NZ, который купил новую брошюрку «Маршруты по Уралу с детьми». У NZ два внука, 6 лет и 4 года. Так вот в выходные накануне он сводил детей на Таганай. А это не кот чихнул, лезть по курумнику - вверх по каменной реке. Но стимул был. Дело в том, что дед пообещал детям разогреть тушенку на костре. А за банку тушенки внуки NZ готовы проделать любые чудеса.
Насмотревшись фоток с Таганая (необозримый уральский простор), мы вдохновились. Компания подобралась спонтанно-случайная. Миша Канов, сенкевич нашего городка, Оля Белова, подруга моей подруги, мы с Андреем и собака Мишель - пятым колесом в багажнике. Маршрут выбрали сначала из взрослой «методички». Хотели ехать на Азяш-Уфимские заводы под Кыштымом. Это истоки Уфы. Демидов собирался возвести здесь железоделательный завод.
Уже и реку перегородил, и доменные печи поставил, да пугачевские повстанцы все пожгли. Это единственный завод (развалины XVIII-го века), который не удалось поднять из руин. До места километров 10 пешком от какой-то затерянной деревушки. Миша был там два раза и ситуацию прокомментировал так: «Восемнадцатый век – это хорошо, но машину придется толкать».
Поэтому решили ориентироваться на маршрут в легонькую - из «путешествий с детьми». Выбор пал на Марков камень (414м) – хадж по Бажовским местам. Якобы сразу за Сысертью кончается асфальт и начинается подъем. Марков камень – почти как наша Лысая – излюбленное место для велосипедистов, плюс администрация заповедника понаставила там беседок для отдыха. Собственно на Камне мы собирались лишь отметиться, а следовать на карьер «Старая линза» (около ж/д станции Сысерть), устроить там фотосессию на заброшенном слюдоруднике, и, собственно, поесть тушенки.
Однако человек предполагает, а Господь располагает. Пока ехали по трассе, Миша зачитывал ориентировку на «гений места». Якобы гора Марков Камень названа в честь внука Турчанинова, сысертского промышленника, которого звали Марком. А для более взрослого читателя – место названо по имени Марка Береговика, недюжинного парня из рабочих, на которого положила глаз вздорная барыня Колтовчиха и возжелала сделать своим кучером (с хлыстом и в коже). Марк, якобы, пустился в бега и скрывался на заимке в районе Камня.
Тем временем миновали Сысерть, сделав остановку на плотинке. В поселке Асбест долго колесили по улицам, ища выход к горе. Когда стало понятно, что джипы грязи все-таки боятся, припарковались у обочины и изготовились к пешеходке. Ольга больше всего переживала, что бывалые туристы – а у Миши опыт восхождения на Килиманджаро, у Андрея – на Эльбрус – сейчас втопят в гору на первой скорости, а слабому полу придется тащиться в хвосте. Но особо набрать темп не было возможности. И «малые» и «великие» прыгали из колеи в колею, стараясь не угодить в гигантские мутные лужи. Стало понятно, что это любимое место не велосипедистов, а груженых лесовозов.
Больше километра мы шли по развезеной проселочной дороге, по щиколотку утопая в грязи. На Ольге были походные кроссовки, на остальных – «недецкие» сапоги. Почему-то наибольшее впечатление на меня произвел именно этот отрезок пути. Я останавливалась и фотографировала жирные грязевые размывы – «уральский шоколад». И так увлеклась фотосессией, что потеряла чехол от фотика. Зелененький, расшитый золотом в восточном стиле. В результате на обратном пути я заглянула в каждую лужу, просканировала все разливы с коричневой жижей, но ничего, кроме болотных пузырьков не обнаружила. Мы шли по низине след в след, пригибаясь под низкими ветками кустарников, и Ольга спрашивала: «Это тебе фильм «А зори здесь тихие» не напоминает?»
Восхождение на Марков Камень – отдельное кино. Дальше дорога пошла в гору и сделалась «посуше». Мы петляли по лесу, миновали мост через лесную речку Мочаловку (с бобровой плотиной), несколько раз уточняли маршрут, сверяясь с планшетом, пересекали бесчисленные просеки-развилки, и где-то после двух часов бодрого марша – а в конце пути подъем усилился - оказались у беседки, построенной в лесу неизвестно для каких целей.
Попутно выяснилось, что Марков Камень - любимое место квадроциклистов. Заявленных в «методичке» велосипедистов мы так и не встретили. В беседке мы на всякий случай побеседовали и немного перекусили. До Маркова Камня было рукой подать – вышка на скалах виднелась меж деревьев. На Камне Миша по хозяйски обошел скалы, и, сверяясь с кординатами, принялся искать клад. Согласно правилам геокешинга перезакладка клада – это что-то вроде оставления туристической записки на вершине. Мы с Андреем попытались взобраться на скалы, а Ольга нас фотографировала.
Не знаю, как Огневушка-Поскакушка, но этот «непромышленный альпинизм» я проделала с кряхтеньем и стонами. Смотровая вышка на Камне оказалось очень ветхой - деревянное зодчество, XVIII-ый век, не иначе. Взобраться на нее и осмотреть окрестности не было возможности. И выше сосен не подпрыгнешь. Мы сфотографировали геодезический знак, вбитый в породу, слышь-ко, внучатами Бажова, да загадали желание. А желание было только одно – не растерять костей, когда будем спускаться.
На обратном пути фотографировались с табличкой «Бажовские места. Любая охота запрещена». Мол, охота курить - ан терпи. Тоже самое о баночке пива или замужестве. Заповедник – место обнуления желаний. Полный облом. Тем удивительнее, что маршрут выбран для походов с детьми. То же мне, Маленькая страна, местечковое Килиманджаро.
Я сдулась еще на подъеме в гору, а обратные полтора часа по просекам и перелескам двигалась на безвольном автопилоте. Единственное, это все-таки заглядывала в лужи – искала чехольчик. И какова же была моя радость, когда этот hand made (кошелечек на молнии, приобретенный при восхождении на Чуфут-Кале в Крыму) нашелся недалеко от оставленной машины.
Было часа четыре пополудни. Ехать на Старую Линзу не имело смысла, и так ухрюкались по самое немогу. Усевшись на бревне, мы поели блинчиков с мясом (из кулинарии) и попили кофе из термоса. В то время как собака наша сбегала в Асбест полаяться с поселковскими кобелями. Загнав повеселевшую Мишель в багажник, мы погрузились в Suzuki и двинулись в обратный путь. Я нацепила плеер с АДО и уперлась взглядом в дорогу. И зря. Надо было слушать жизнелюбивые кановские байки про слюдорудник под Кыштымом, городища на Иртяше, карьер под Уфалеем, да мало ли на Урале чудесных расчудес. Среди прочего, Миша рекламировал свой сайт www.isilgan.ru, где выложено свыше 10 тысяч фотографий родного и неродного края. Будет теперь репортаж и о нашей «минусовке» Старой Линзы. Тушенку, кстати, оленину и говядину, мы привезли обратно. Отмахали семь верст, а нахлебались только соснового воздуха да придорожной жижи. Но на то он и природный парк «Бажовские места» – недетская забава, где любая охота запрещена.
Наталья Кирюнина
Фоторепортаж: Гора Марков Камень.
Комментариев нет :
Отправить комментарий